Фасоны самоваров Самовары-аристократы
Фасоны самоваров
Самовары-аристократы
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. До середины XIX века чаепитие распространялось преимущественно в дворянских кругах, для остального населения чай оставался по-прежнему дорогим и малоизвестным напитком, поэтому и формы самоваров отражают прежде всего вкусы образованных, аристократических слоев общества.
|

|
|
В XVIII веке самовар уже имел все те отличительные черты и конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас - это наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки. При этом первые самоварные формы повторяли традиционный облик русской медной посуды - братины, чаши, часто использовали форму бочонка.
|
В первый период своего существования самовар использовался только в высшем слое русского общества - дворянском. Обусловлено это было тем, что чай появился в России лишь в начале XVII века, а обычаи чаепития сложились только к середине XVIII столетия.
Формы самоваров второй половины XVIII века уже тяготеют к вертикальному построению даже в тех случаях, когда мастер по-прежнему находится под обаянием традиционных форм русской посуды. Ощутимее становится своеобразие его конструкции, отдельные части которой уже обыгрываются декоративно.
|

|
|
Сохранившиеся самовары 1740 - 1760-х годов состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне, и по своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740 - 1770-е годы.
|
Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах.
Требования к самовару как к дворянской столовой посуде были весьма высоки. Он обязательно должен быть нарядным и естественно входить в обстановку жилища. Как предмет быта, он был связан стилистически с интерьером, который, в свою очередь, следовал стилистическим изменения в архитектуре, а в архитектуре в XVIII веке господствовал классицизм. Основными принципами его были ориентация на античное искусство, строгая ясность форм. В это время самоварам придавались формы, напоминающие амфоры или античные урны, яйцевидной формы с углубленным поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Форма этих самоваров перекликается с формами фонтанов для вина. В это же время самовары начали декорировать.
|
|

|
Тулово расчеканивалось также орнаментом из изящных мелких завитков, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов (масок), поясками растительного или геометрического орнамента.
Излюбленные декоративные элементы - пальметты, аканты1 - можно видеть на многих самоварах первой тульской фабрики Лисицыных. Использование форм античной амфоры, четкий линейный контур тулова, изысканные линии петлеобразных, вытянутых ручек, благородная простота накладных орнаментов выдвигают такие самовары в ряд прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства.
|
На рубеже XVIII и XIX столетий в моду снова входят самовары, связанные формой с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка, самовары со съемными ножками, так называемые «дорожные». Тулово самовара этой формы, обязательно с рельефными кольцеобразными выступами, имитирующими обручи, располагалось в горизонтальном положении; кран часто был выполнен в виде фигурки рыбки; ручки, как правило, вислые, на шарнирах - весь общий облик напоминал бочонок на высоком поддоне с ножками. Самовары начала XIX в. отличаются необычной формой (самовар-«бочонок», самовар-«кух-ня» в форме древнерусской братины, самовар дорожный «Теремок»). Самовары такой формы пользовались особой популярностью среди офицеров русской армии, с обозами которой они впоследствии попали в завоеванный Париж. Именно тогда многие жители центральных европейских стран смогли познакомиться с русским самоваром, удивляясь простоте его устройства и удобству в использовании.
Самовары подобных форм изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицина, в 1810-1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах.
|

|
|
В начале XIX столетия спрос на самовары был уже столь велик, что, помимо ранее существовавших центров - Урала, Тулы, Москвы, -возникли новые фабрики и мастерские в других городах. Изготовлением самоваров занимались и мастерские по производству золотых и серебряных изделий. В эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, для которых свойственны благородство линий и изящество отделки. Для этого периода характерно не только удивительное разнообразие форм (ампирные вазы, бочонки, колонны с каннелюрами), но и известная дифференциация самоваров по их назначению. Помимо обычных самоваров, делались самовары-кофейники, дорожные самовары, бульотки, предназначенные для сохранения температуры воды.
|
Последний этап развития классицизма - ампир (от фр. empire «империя») - сложился в первой трети XIX века. Русский ампир, отразивший национальный подъем времен Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Для него было характерно сочетание торжественной приподнятости образа, геометрических правильных форм и великолепия декора. |
|


|
С 1830-х годов в общем развитии русского искусства наступил новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма появлялись и другие, в которых прослеживалось обращение к историческим стилям. Это явление получило название эклектики или историзма. Самовары этого периода создавались, в основном, в стиле неогрек. Популярной формой стала форма античного сосуда - кратера. Форма эта была позаимствована у фарфоровых ваз, в большом количестве выпускавшихся в это время Императорским фарфоровым заводом. Сходство с чашей-кратером усиливалось низкой шейкой, как правило, глухой, без решетки. Декорировались такие самовары чрезвычайно скупо: лишь репеёк и место крепления ручек к тулову украшались накладками с рисунком, напоминающим акант. В это время ручки изготавливались без деревянных валиков-держаков, металлическая фигурная накладка соединяла крюки ручек. Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использования чисто украшательных деталей, было гранение стенки.
К 1840-м годам приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и кран оформлялись бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов.
К середине XIX века входит в моду «неогреческий» стиль. Самовар приобретает форму кратера - греческого сосуда для смешивания вина, которая встречается в фарфоровых, хрустальных, каменных вазах. Эту форму заимствовал и самовар.
|
Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009
Генеральный директор С. Б. Бажора
Руководитель проекта К. Б. Харченко
Составление и подготовка текста:
Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев
Научный консультант С. П. Калиничев
Редактор В. И. Грушецкий
Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М. В. Мичков и др.
Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой
|