Стань подписчиком
и получи скидку!
Присоединяйся!

Технология изготовления самоваров

Технология изготовления

Изготовление самовара начинали с отбора материала - по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процара­панная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась — это указы­вало на примесь окиси меди, из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не поли­ровали.

Расчерченные листы меди разрезали по меркам, сворачивали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине - железной наковальне. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали мо­лотком на кобылинах. Потом корпус вновь от­жигали и медленно охлаждали.

В создании любого самовара главная роль принадлежа­ла наводилыщику - мастеру, который выковывал (наводил) «вазу» самовара. Рабочим местом наводилыцику служил деревянный верстак длиною от трех до семи метров. Для ковки самова­ра пользовались железными наковальнями «кобылинами» в виде длинных брусьев. При создании даже простейшей формы необходимо было иметь не менее трех кобылин: для первых наводов, для закруглений, а также для ковки перехватов, ленточек и прочих деталей. В зависимости от назначения наковальни ее конец затачивался конусом, шаром и т. п. Если же наводилщдик делал сложную форму с выпуклостями или гранями, он имел дополнительные кобылины.

Наковальня (весом в полтора-два пуда) устанавливалась на вер­стаке, мастер на нее усаживался, надевал на конец кобылины лист латуни или меди, свернутый в ци­линдр, и начинал орудовать дере­вянным молотком. Корпус само­вара при самой простой форме наводился в двенадцать приемов. Первая операция заключалась в том, чтобы ударами молотка зак­репить зубцы соединительного шва цилиндра. Затем заготовку несли в кузницу, где в горне запа­ивали шов. После этого наводильщик снова, для большей прочнос­ти, проколачивал спайку. Каждая операция закреплялась отжигом металла. Ковать форму будущего самовара начинали с центра вниз. И постепенно цилиндр пре­вращался то в вазу, то в шар или приобретал форму граненой рюмки.

«Кувшин» самовара также ковали наводильщики. Его со­единяли из труб двух диаметров: нижняя часть делалась шире, верхняя - из более толстой латуни - уже. До конца XIX столетия наводильщики делали не только корпус, но и крышки - "Круги- и колпачки для трубы. Позже эти детали стали штамповать или отливать. Отдушники, поддоны (подставки) и конфорки пробивались прессом. Литые части самова­ра - краны, ручки, иногда поддоны дела­ли отдельно в слесарно-литейных мастерс­ких. Отлитые детали, как привило, допол­нительно прочека­нивались. Для того чтобы медный или латунный самовар защитить от окисле­ния, его лудили внут­ри - покрывали тон­ким слоем олова.

После изготовле­ния всех частей са­мовар собирали,то­чили корпус и шейки, заделывали поддоны, полировали песком и водой,клей­мили. В месяц один

мастер вырабатывал десять простых и четыре-пять фи­гурных самоваров, которые стоили недешево: от шести до десяти рублей за штуку.

Многодельный и трудоемкий процесс изготовления са­моваров позволяет понять, почему в музейных коллекци­ях эти изделия начала - первой половины XIX века пред­ставлены небольшим количеством экземпляров; в это время их делали сравнительно немного, они представля­ли для владельцев значительную ценность, передавались но наследству, использовались в семье не одним поколе­нием, у них просто иссякал запас прочности и они не со­хранились.

Постепенно ручной труд заменялся механическим. Большинство деталей поставили на конвейерное производ­ство, темпы его росли, и со временем тульские фабрики стали самыми знаменитыми по производству русских са­моваров, объем продукции стал измеряться десятками ты­сяч экземпляров.

Себестоимость из­делий значительно снизилась, цена уста­навливалась исходя из веса продукта, а потому приобретение самовара стало дос­тупным практически всем гражданам и не­богатым семьям. Технология изго­товления самоваров не претерпела изменений в течение трех столе­тий. Если первые са­мовары выколачивали ил цельного листа мо­лоточками изнутри, то в последующем появи­лась вытяжка давлени­ем, а в середине наше­го века — штамповка из двух половин за один раз. Литье деталей из­менилось также только в пределах изменения технологии литья: в землю, восковое замещение, керамическую корку. Каждый этап развития технологии сопровождался появлением новых возможностей декорирования самовара, изменения формы сосуда. Новая технология, ее промышленный ха­рактер влияли также на упрощение операции удешевление продукции. Так, лужение изнури заменилось гальваническими операциями: гальванику стали применять для украшении поверхности. Штамповка позволила применять детали из листового материала. Дальнейшее распространение самоваров по территории России происходило стремительно. Ремесленное производство привело к разделению операций. Краны, ручки, основания делались разными специалистами. Каждый стремился проявить в отделке и форме деталей свое мастерство и творческий почерк. Детали свозились в ремесленные центры. Появилась унифика­ция, необходимая для качественной сборки. Самовары стали из­готавливаться с уче­том финансовых воз­можностей и эстетических потреб­ностей той или иной группы покупателей. Разрабатывались диковинные новые формы, совершен­ствовались старые. Но принцип, зало­женный в первом са­моваре, передавался от мастера к мастеру, из поколения в поко­ление так же, как и традиции русского чаепития.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М.

В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой