Стань подписчиком
и получи скидку!
Присоединяйся!

Материалы для изготовления самоваров

Материалы для изготовления самоваров

Главными материалами для самоваров, как и для другой металлической посуды, служили медь красная, медь зеленая и медь желтая. Цена самовара зависела от материала, размера и фасона изделия. «Самовары, самовары, само­вары медны, из-за вас-то, самовары, люди ста­ли бедны!» - сетует неизвестный покупатель конца XIX века.

Медь - цветной металл красного цвета, мягкий, пластичный, тугоплавкий, обладаю­щий высокой теплопроводностью. Его легко обрабатывать - ковать, шлифовать, чеканить, гравировать, у него высокая антикоррозийная стойкость. хотя во влажной или кислотной среде медь быстро покры­вается темной патиной. Все эти характеристики идеально подходят для производства посуды. В XVI - XVII веках по­суда была очень дорогой, например, на том же Урале мест­ное население отдавало за медный котел столько соболей и чернобурых лисиц, сколько в нем могло уместиться, причем меховую рухлядь плотно уминали. Освоение руд­ных богатств края привело к тому, что с начала XVIII века дефицитная медь стала добываться во все возрастающем количестве, а в 1750-е годы ее уже вывозили за границу. Первые самовары в основном делали из меди, но позже стали использовать сплавы меди - латунь и томпак. По сравнению с чисто медными, такие изделия были прочнее и дешевле. Поэтому красные, то есть медные самовары встречаются реже, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Самовары из латуни и томпака часто патинировали, и тогда они принимали кра­сивый зеленоватый или коричневый оттенок. Латунь се­ребрили ртутным или гальваническим способом или по­крывали сверху тонким листом серебра (плакирование).

Латунь называют зеленой медью из-за цвета, золотисто-желтого с зеленоватым отливом. Меди в сплаве должно быть не менее 55%. Этот металл гораздо прочнее, тверже. чем медь, а главное, дешевле. Для производства самоваров использовали заготовки латуни в виде листов или полос ме­талла толщиной от 0,5 до 5 миллиметров. Сначала листо­вую латунь или медь получали с помощью проковки куска металла до заданной толщины, позднее — методом проката. При прокате листы получаются более тонкими, площадь их увеличивается, соответственно уменьшается вес. Поэтому у старинных самоваров более толстые стенки корпуса, и они гораздо тяжелее современных, хотя размеры могут быть сходными. Вариантом медного сплава является томпак или жел­тая медь, или принцметалл, или «поддельное золото». В сплаве, кроме меди, присутствует цинк, олово, свинец, причем цинка относительно мало (от 3 до 20%). По техно­логическим качествам томпак близок к меди, по цвету - к золотым сплавам. Поэтому его использовали для декора­тивной посуды или дешевых ювелирных изделий, имити­рующих золотые. Самовары из томпака «будучи дороже, красивее, роскошнее и деликатнее прочих, расходятся преимущественно по домам знатных, к лицам значитель­ным и богатым», - так утверждала газета «Тульская молва». В Москве, Петербурге, Варшаве на самоварных фабри­ках использовали мельхиор, белый металл, накладное се­ребро. В Туле мельхиор использовали в очень редких случа­ях для заказных, подарочных самоваров.

Мельхиоровые самовары (из сплава меди, никеля и цин­ка в пропорциях 60:20:20) или из белого металла (разновид­ность мельхиора, с добавлением еще 3% олова и 2% железа) очень точно имитировали серебряные, такого же серебрис­то-белого цвета.

Для декорирования медных или латунных самоваров использовали накладное серебро: медную основу покрыва­ли оловом, затем накладывали серебряную фольгу и прогревали паяльником, чтобы олово припаивало фольгу к ос­нове, затем изделие полировали.

Встречаются самовары из золоченой бронзы, тульской стали, чугуна. В наиболее состоятельных кругах русского общества стали появляться серебряные самовары, но их количество было очень незначительным. Сам факт появ­ления таких дорогостоящих изделий свидетельствует о том, что самоварам, как предметам быта, придавалось очень большое значение.

В первой половине XIX века в России начали производить изде­лия из заменителей серебра, ко­торые нашли массовый спрос и в кругах среднего по достатку го­родского населения и в семьях дворян и даже при царском дворе.

При работе с накладным сереб­ром брали две пластины, медную, более толстую и серебряную - го­раздо тоньше, пересыпали их бу­рой и затем накаливали, при этом серебро плотно приставало к меди. Не давая остыть, пластину прока­тывали между вальцами. Из таких пластин изготавливали предмет.

В 1880-х годах медные и латун­ные самовары начали никелиро­вать. Никель - цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускне­ет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное ис­пользование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля за­щищал латунную поверхность самовара, придавая ему на­рядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.

«Летопись Великоустюжекая» сообщает о хрустальном самоваре. Есть сведения о том, что делались самовары из майолики.

В литературе час­то встречается одно определение самова­ра, имеющее отноше­ние непосредственно к материалу, из кото­рого он сделан. На­пример, в книге «Пу­тешествие от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно» есть такое определение: «...на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помя­того и нечищеного самовара». Речь здесь идет не о грязи, копо­ти или мыли. «Нечи­щенный» в данном случае - это латун­ный или медный са­мовар, поверхность которого покрылась темной патиной.

Потемнение мед­ной поверхности, ут­рата блеска - процесс обычный для этого материала при воз­действии на него вла­ги. К праздникам самовар обязательно надра­ивали до «зеркального блеска», «до золотого сияния», а особо усердные хозяйки чистили са­мовары регулярно один раз в неделю. Для та­кой чистки использовали различные доморо­щенные чистящие смеси: смесь поваренной соли и уксуса, смесь керосина и мелко толче­ного кирпича. Убирали темные пятна с поверх­ности самовара и с помощью слабых раство­ров органических кислот - хлебного кваса или настойки бузины.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М.

В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой