Стань подписчиком
и получи скидку!
Присоединяйся!

Кустарное производство самоваров

Кустарное производство

Две трети работы по производству самова­ров делалось кустаря­ми, которые не только обрабатывали само­варный полуфабри­кат, но изготавливали для мелких фабрик и готовые самовары, разделяя труд между собой. Роль фабрикан­та сводилась к снаб­жению кустарей сырь­ем и полуфабрикатом в черном, то есть нео­бработанном виде. Иногда мелкие фабри­канты просто скупали у кустарей нужные по­луфабрикаты, не отка­зываясь и от готовых самоваров.

Чаще всего на фабрике производи­лась сборка самова­ров из полуфабрикатов, обработанных кустарями. Благо­даря наличию кустарей, фабрикант мог не иметь крупного основного капитала, так как ему не приходилось тратить средства на аренду больших фабричных помеще­ний, на оборудование фабрики механизмами и прочим. Ему достаточно было оборотного капитала, который по­зволял бы расплачиваться с кустарями и рабочими и при­обретать сырье. Этим и объясняется быстрый рост числа мелких, кустарных фабрик в Туле. Дешевая работа куста­ря, его нетребовательность, специализация и большая продуктивность - вот основные характеристики кустарно­го промысла, способствовавшие развитию самоварного производства.

Для занятия кустарным самоварным промыслом необхо­дима была специальная подготовка. Мальчики в семьях кустарей с малых лет приглядывались к ремеслу, а потом и сами начина­ли понемногу принимать в нем участие, исполняя сначала более легкие операции. Таким образом, промысел передавался из рода в род, от отца к сыну.

Обычно один рабочий проде­лывал всю необходимую работу в пределах своей операции. Если же у него имелся ученик, то помощь его выражалась в чистке или обив­ке гари, впрочем, эту работу часто выполняли и члены семьи рабочего. При изготовлении ши­шек, например, один вытачивал их на станке, а другой, чаще женщина или подросток, красил и сушил изделия. Некоторые мастера уходили с фабрик, чтобы работать на дому сам-четверть или сам-шест, то есть с четырьмя и шес­тью подручными и учениками. Рабочий день они распределяли по своему усмотрению, за­каз брали на тех же фабриках и готовую про­дукцию сдавали туда же. Это было выгодно и рабочему и фабриканту, у которо­го освобождались площади на фабрике, и можно было нанять больше работников.

Ученик работал у мастера бес­платно, только за жилье и пита­ние; кроме того, после окончания срока ученичества он, как прави­ло, должен был отработать не ме­нее трех лет также без жалованья, на стол и одежду, у своего масте­ра, и только после этого мастер отпускал ученика, вознаградив некоторой суммой «на одежду». Таким образом, усердные масте­ра, используя бесплатный труд учеников, могли выбиться в креп­ких хозяев и открыть впослед­ствии свое небольшое дело, ско­бяное или самоварное. Именно так начинали братья Щемарины, происходившие из крес­тьян Воронежской губернии. Их семья перебралась в Тулу, где братья изучили ремесло и в 1887 году открыли неболь­шую мастерскую. Там трудились сами хозяева и несколько наемных рабочих. В начале XX века они владели уже двумя крупными самоварными фабриками и несколькими уголь­ными шахтами. Одна из крупнейших самоварных фабрик старой Тулы, принадлежавшая братьям Шемариным, у ко­торых работало 495 человек (на самой фабрике), давала за­работок 2000 кустарям.

Инвентарь у самоварщика был тот же. что и в слесарно-кузнечных мастерских, то есть молотки, подпилки, личные пилы, сверла, зубила, клещи, тиски, наковальня, мех. горн и т.д. Шишечники работали на токарных станках. Кроме перечисленного, общего для всех инвентаря, наводильщикам нужна была еще и «кобылина» - металлическая болван­ка разной величины и формы, на которой молотками вы­колачивали самоварные стенки. Для изготовления шейки и кувшина, для чистки самоварной стенки также нужен был то­карный станок. Про­мыслом обыкновенно занимались круглый год. В хозяйствах, где рабочих рук не хвата­ло, на время полевых работ приостанавли­вали производство. Рабочий день продол­жался в среднем 15 часов. Начинался он чаще всего в 5 часов утра и заканчивался в 8 часов вечера. Пе­рерыв для отдыха и принятия пищи со­ставлял в общем 3-4 часа. Случаи, когда рабочий день был ко­роче - крайне редки, напротив, если име­лась срочная работа или перед сдачей сработанного изделия рабочий день за­тягивался.

Кустарь получал от заказчика сырье: металлист - нео­бработанное литье, шишечник - дерево, дома все это обра­батывалось собственными орудиями, и готовый продукт возвращался обратно вместе с металлическими обрезками и опилками, затем кустарь получал расчет наличными и новое сырье. Плата за труд устанавливалась заранее и в те­чение года не менялась. Кустарь производил отдельную часть самовара, сборка частей и окончательная отделка происходила на фабрике.

Если кустарь трудился всей се­мьей, его производство на дому именовалось фабрикой. В Суксуне самыми большими и «продвину­тыми» считались фабрики А. Пан­филова и В. Помыткина: у них трудилось 30-40 вольнонаемных. Известны фабрики Тепелиных, Ге­расимовых. Кругловых, Степано­вых. Кустари, работавшие на хо­зяев, также держали мастерские, в которых подрабатывали по-се­мейному, изготавливая посуду.

Работа кустарей проходила в жилых избах, настоящими мас­терскими располагали немногие, так как для обзаведения отдель­ным помещением требовались изрядные затраты, непосильные для многих мастеров. В самовар­ном промысле кустари разделя­лись по семи основным специальностям: наводилыцики или стеночники (изготавливали корпуса самоваров), кранщики, шеечники (нижняя часть корпуса), ручечники, поддонщики (изготавливали основание), шишечники (дере­вянные части ручек) и сборщики. Целые деревни иногда специализировались на какой-либо одной из указанных операций, сборка же происходила у заказчика на фабрике. Если самоварщик работал в своей маленькой мастерской даже один и выпускал продукцию под своим именем, то некоторые детали (как, например, краны, ручки, крышки-«круги») он покупал оптом в готовом виде или заказывал другому специалисту. Даже на образцах первой половины XIX века на одной и той же вещи иногда оказываются два клейма с. инициалами разных мастеров, например, на вертке крана и на крышке. Это подтверждает, что корпус делался одним мастером, а кран отливался другим.

Во второй половине XIX века и в начале XX столетия литые краны, «душнички», деревянные «шишки» разных фасонов и размеров можно было приобрести в магазинах или на складах металлических изделий. На кранах самова­ров XIX века мы часто встречаем выбитые номера: 0, 1, 2 и т. д., обозначающие их размер.

Можно заметить, что некоторые образцы XIX века сде­ланы из разных материалов. Например, корпус самовара выполнен из красной меди, а кран из латуни. Это лиш­ний раз подтверждает, что при создании самовара пользовались готовыми, порой стандартными деталями.

Однако разнородные материалы, если они специально необыгрываются декоративно, могут быть и признаком позднейшей реставрации или доделки.

Самовары России. Популярная энциклопедия.- М.: ООО «Хобби Пресс», 2009.-304 с., ил. Текст и иллюстрации: Л.В. Бритенкова, Н.В. Григорьева, С.П. Калиничев, 2009

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М.

В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой