Стань подписчиком
и получи скидку!
Присоединяйся!

Распространение чая и чаепития в России

кох-неожиданный-гость.jpg  
Функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского че­ловека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопро­сы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и полити­ческих дискуссиях.
Самовар был необходим и в доме столичного пе­тербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал харак­тернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепи­тия, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.купцы-за-самоваром.jpg
Чаепитие и самовар - эти два понятия стали неразделимы. Благо­даря чаепитию в России закрепилась бережно хранимая веками тра­диция хлебосольного гостеприимства, а самовар получил свое удиви­тельное долголетие. На Руси исстари употребляли рассол (огуречный, капустный), морсы, брусничную и вишневую воду, мед простой и с пря­ностями, пиво и квас. Во времена монгольского ига русские познакоми­лись с бузой - холодным напитком из проса. Самое широкое распрост­ранение получил сбитень - горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом и другими пряностями. И только в XVI веке в России узнали вкус чая, причем задолго до его появления в Европе.
Первыми чай попро­бовали жители Сиби­ри, куда он проник из Монголии. В 1567 году в Китае побыва­ли казачьи атаманы Петров и Ялышев. Они описали неизвес­тный китайский на­питок, который к тому времени был широко распростра­нен в Юго-Восточной Сибири. В 1638 году чай появился при русском царском дво­ре под названием «ки­тайская трава». Его привез посол, боярс­кий сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей бук­вально навязали значительный запас чая - 64 кг.
 студенты-и-преподаватели-у-самовара.jpg
чаепитие.jpg  
При дворе Михаила Федоровича Романова экзотический напиток был испробован. Неожи­данно он понравился царю и был одобрен. Но потом о чае забыли, и только через 60 лет чай вернулся из забвения. Русские люди долго при­выкали к этому питью. Сначала его пили как лекарство, потом как мод­ный напиток. Из столицы мода на чай стала проникать в российскую глубинку. Пили его тогда нечасто, не как свой, привычный, а как «загра­ничный» напиток, культура чаепития еще не сложилась, и потребности в специальном приборе для чаепития - самоваре - еще не было.

При дворе Михаила Федоровича Романова экзотический напиток был испробован. Неожи­данно он понравился царю и был одобрен. Но потом о чае забыли, и только через 60 лет чай вернулся из забвения. Русские люди долго при­выкали к этому питью. Сначала его пили как лекарство, потом как мод­ный напиток. Из столицы мода на чай стала проникать в российскую глубинку. Пили его тогда нечасто, не как свой, привычный, а как «загра­ничный» напиток, культура чаепития еще не сложилась, и потребности в специальном приборе для чаепития - самоваре - еще не было.

Однако во второй половине XVII века ввоз чая был уже столь велик, что иностранец Кальбургер, в бытность его в Москве (1674 год), поку­пал чай по 30 коп. фунт. В начале XVIII века при дворе в моду стало входить вино, несколько позже - шампанское. Среди дворцовой сереб­ряной утвари этого времени появились вазообразные, богато орнамен­тированные «фонтаны» западноевропейского производства. Благодаря большим размерам и великолепному декору они царили на столе среди разной другой утвари. К середине XVIII века чая в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Вплоть до конца того же века чай можно было приобрести лишь в Москве и на оп­товых Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Стоил он очень дорого - в 11 раз дороже, чем черная икра. Такая высокая стоимость была обус­ловлена небольшим объемом импортируемого экзотического товара и высокими транспортными издержками: везли чай из Китая. Индии, путь был долгим и небезопасным. С XVIII века чай в Москве продавал­ся в лавках вместе с другими продуктами, но хранили его на складах. как правило, отдельно, чтобы не испортить аромат. В XIX веке, помимо бакалейных лавок, чаем торговали магазины колониальных товаров, к которым относились кофе, табак, тростниковый сахар, пряности и др. Даже в начале XIX века чай представлял исключительную ценность. П. П. Соколов, сын знаменитого живописца, вспоминал: «Чай тогда только начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых лю­дей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю (цыбик - упаковоч­ный ящик для продажи крупным весом, вмещал обычно от 20 до 50 кг сухого чая) был подарком незаурядным».

Неудивительно, что с середины XVII и до середины XIX века, то есть в течение 200 лет, чай был преимущественно дворянским напитком. Поэтому и самовар, едва появившись, стал соответствовать дворянскому образу жизни. Постепенно выраба­тывался и своеобразный ритуал чаепития, правила, которым сле­довали в любом русском доме.

Генеральный директор С. Б. Бажора

Руководитель проекта К. Б. Харченко

Составление и подготовка текста:

Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев

Научный консультант С. П. Калиничев

Редактор В. И. Грушецкий

Фото: Л. В. Бритенкова, Н. В. Григорьева, С. П. Калиничев, М.

В. Мичков и др.

Верстка, макет, дизайн Н. В. Григорьевой